Вывеска на иностранном языке – новый закон

Вывеска на иностранном языке — новый закон

Законы
Дата публикации: 04.08.2025
|
Время на чтение: 7 мин.
Автор: Лев Рогачев
|
|
1 556
04.08.2025
|
7 мин.
|
Лев Рогачев
|
1 556
Новый закон для предпринимателей № 168-ФЗ от 24.06.2025 об использовании русского языка на вывесках и в рекламе
Многие предприниматели активно используют иностранные слова для привлечения клиентов. Все возможные «Sale», «Sushi BOX», «Open», «Close», «Pizza» были распространены и остаются востребованными у бизнесменов до сих пор.

С 1 марта 2026 года вступает в силу новый закон № 168-ФЗ от 24.06.2025, направленный на защиту русского языка. Он устанавливает ограничения на использование иностранных слов в вывесках и рекламе, что напрямую касается деятельности бизнеса.

Что изменится

Со следующего года все вывески, информирующие о товарах, услугах или деятельности организации, должны быть выполнены на русском языке. Это касается как магазинов, так и кафе, салонов, офисов и других точек обслуживания.

Исключение предоставляется компаниям, чьи бренды на иностранном языке официально зарегистрированы (например, «Makita», «Gloria Jeans», «Zolla»).
Во всех остальных случаях – обязательно дублирование информации на русском языке или полная замена вывесок на русскоязычные.

Стоит упомянуть, что закон не преследует цели избавиться от иностранных слов вообще. Но любая вывеска, в т.ч и не содержащая рекламные сведения, а направленная на донесение информации для потребителя, должна быть создана и оформлена таким образом, чтобы любой смог безошибочно трактовать ее содержание, например не «sale», а «распродажа».

Придется ли менять название брендов

На самом деле, если бренд уже зарегистрирован, его допустимо использовать без русского аналога и это не будет противоречить нововведениям. Это важное и спасительное исключение, которое было внесено в закон в ходе его доработки.

Однако дополнительная информация, сопровождающая бренд (например, слоганы, описание услуги, указание типа заведения), должна быть на русском языке. Например:
  • «Gloria Jeans» может остаться без изменений, но под названием должно быть указано: «Магазин одежды».
  • вывеску «Rostic’s» менять не обязательно, но рядом должно быть написано: «Пиццерия», «Ресторан».

Таким образом, товарные знаки и фирменные наименования, прошедшие регистрацию, защищены законом и не подлежат изменению. Это особенно важно для международных и узнаваемых брендов.

Новые требования к вывескам

Основа любой информационной вывески – русский язык. Допускаются надписи на языках республик и народов РФ (например, Адыгея или Татарстан), если соответствующее разрешение предусмотрено региональным законодательством. Русские надписи должны выделяться на фоне остальной информации:
  • размером
  • шрифтом
  • яркостью
  • цветом

Иностранные слова, если они сохраняются, должны быть минимизированы и дублировать информацию на русском языке. Но текст на государственном языке страны должен быть наиболее заметным по оформлению и расположению.

О чем важно помнить бизнесу

За реализацией целей и задач нового нормативного акта будут следить государственные органы: в основном Роспотребнадзор и антимонопольная служба, органы МСУ в виде региональных административно-технических инспекций, даже неравнодушные граждане имеют право обратиться к предпринимателю, если выявят нарушения с требованием устранить. Если такого устранения не происходит, гражданин может обратиться в Роспотребнадзор с заявлением о необходимости проведения проверки деятельности.

Стоит отдельно подчеркнуть, что если предприниматель работает под официально зарегистрированным товарным знаком на иностранном языке, оформленным в соответствии с требованиями российского законодательства, никаких санкций не последует.
Предполагается, что ответственность за несоответствующую закону вывеску может понести не только бизнес, но и рекламные агентства, изготовившие или установившие ее с нарушением закона.

Что грозит за нарушение

Если в ходе проведения проверки Роспотребнадзор выявит нарушение новых правил, то виновный субъект будет оштрафован в соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП. Если виновным признается предприниматель – штраф составит до 1 000 рублей. Если организация – до 10 000 рублей.

Это первоначальные штрафные санкции. При повторном выявлении нарушения, либо игнорирования постановления контрольного органа о демонтаже подобной вывески, судебные санкции будут заметно выше. Если демонтаж будет выполняться приставами-исполнителями все расходы по этому делу автоматически будут направлены на виновного.
Если в вывеске, которая выполнена с нарушениями выявлены признаки рекламы, то штрафы кратно возрастут.

Пока есть время, эксперты рекомендуют бизнесу провести аудит вывесок и рекламных материалов, проверить все точки продаж, витрины и онлайн-присутствие. Важно убедиться, что вывески не противоречат новым законодательным нормам.
Комментарии
Полезная статья
Иван З.

Похожие статьи

Поиск по статьям